17.10.2019
Речевое развитие ребёнка в психолого-педагогической литературе рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама.
Проблемы развития речи и речевого общения раскрыты в
работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина, Ф.А. Сохина и других.
Ф.А. Сохин, М.М. Алексеева, В.И. Яшина определил
развитие речи и обучение родному языку как одну из важных задач воспитания и
обучения в детском саду.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева понимают язык, как
социальное явление, в котором отражается и сохраняется исторический опыт
предшествующих поколений. Развитие речи рассматривается как процесс
постепенного освоения ребёнком родного языка и умения седлать его средством
общения и познания.
Речь – индивидуальный психический процесс, поэтому
темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных
особенностей речевого аппарата ребёнка, особенностей развития всех его
психических функций.
Речевая деятельность – уникальное содержание и
средство для самореализации ребёнка в его жизнедеятельности, проявления его
индивидуальных творческих способностей, субъективных качеств: интересов,
инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и
умения делать правильный выбор.
М.М. Алексеева, В.И. Яшина определяют несколько
основных характеристик языка и речи. Первая, язык – продукт общественно
исторического развития. В языке отражаются история народа, его традиции,
социальные отношения, культура. Так как язык и речь возникли в деятельности и
являются условием существования человека, то овладение языковыми формами, развитие
речи у детей происходит в деятельности, движущей силой является потребность в
общении, которая возникает в процессе.
Вторая: язык – важнейшее средство общения и
социального взаимодействия. Без языка невозможно общение, а, следовательно, и
развитие личности. Общение и социальная среда выступают факторами,
определяющими речевое развитие. В процессе общения ребёнок активно присваивает
речь, как часть общечеловеческого общества.
Изучая роль речи в регуляции поведения, А.Р. Лурия
отмечал, что посредством слов создаётся «умственный» путь, по которому ребёнку
надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или
ситуации.
Третья: взаимосвязь речи и мышления. Язык – орудие
мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной
деятельности. Язык – средство выражения, формирования и существования мысли.
Речь – способ формулирования мысли посредством языка.
В психолого-педагогической науке мышление и речь не
тождественные понятия. Мышление понимается как высшая форма активного отражения
объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется
специфически человеческое – обобщённое – отражение действительности.
Л.С. Выготский на основе длительного изучения
процессов мышления и речи пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и
теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи».
А.Н. Леонтьев, на основе исследований Л.С. Выготского
раскрыл психологическую природу речи.
- речь занимает центральное место в процессе
психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с
развитием сознания в целом;
- речь имеет полифункциональный характер: речи
присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово
– средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция
(слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с
другом;
- речь является полиморфной деятельностью, выступая
то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой
коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить
одна в другую;
- в речи следует различать её физическую внешнюю
сторону, её форму, её семическую (семантическую, смысловую) сторону;
- слово имеет предметную отнесенность и значение,
т.е. является носителем общения;
- процесс развития речи не есть процесс
количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных
связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. процесс
действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления
и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.
Из данных исследований следует, что эффективным
считается тот метод развития речи, который одновременно развивает и мышление.
Язык является средством логического познания, с овладением языком связано
развитие мыслительных способностей ребёнка. С другой стороны, язык опирается на
мышление.
Характер воздействия на речь детей зависит от
понимания определения языковой способности. А.Н. Леонтьев рассматривает
языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего.
«Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные
связи, а ведёт к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой
способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на
основе врождённых психофизиологических особенностей организма и под влиянием
речевого общения».
М.М. Алексеева, В.И. Яшина определяют языковую
способность как совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе
врождённых предпосылок.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее
степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную
операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее
оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор
падежа, рода, числа).
Речевое умение – особая способность человека, которая
становится возможной в результате развития речевых навыков. А.Н. Леонтьев
считает, что навыки «складывание речевых механизмов», а умение – это
использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают
устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые
единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают
комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения
и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую
способность ребёнка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и
навыки.
Различают четыре вида речевых умений: 1) умение
говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е.
понимать речь в её звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в
письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в её графическом
изображении. Методика речевого развития детей дошкольного возраста развития
навыков и умений устной речи.
Особенности развития речи детей 4-5 лет затрагивают
основные стороны речи: объём и характеристика словаря, состояние
грамматического строя речи, состояние звуковой культуры речи, особенности
связной речи. [6]
На пятом году жизни дети правильно называют
окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства,
действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми
понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного
опыта ребёнка и круга общения.
Формируется качественная сторона детской лексики,
через раскрытие значений многозначности слов, дети осваивают синонимы и
антонимы, различают и уточняют значения слов.
Процесс активного развития словаря постепенно
смыкается с развитием грамматического строя речи. На пятом году жизни дети
правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах
единственного и множественного числа. Формируется навык словообразования. Дети
4 лет свободно образуют существительные с различными
уменьшительно-ласкательными суффиксами, могут правильно подбирать
прилагательные к существительным, согласуя их в роде и падеже, используют
предлоги, выражающие пространственные отношения.
Речь ребёнка 4 лет наполняется глаголами
повелительного наклонения, которые он активно использует в общении с детьми и
взрослыми.
Ребёнок овладевает рядом окончаний со свойственными
им значениями и отделяет их от корня. Выделение морфологических элементов не
является сознательно проводимым анализом; он манипулирует грамматическими
правилами на интуитивном уровне – это крупнейший переломный этап в развитии
грамматического строя речи детей 4-5 лет.
Звуковая сторона речи включает в себя развитие
речевого слуха, звукопроизношение, словопроизношение, речевое дыхание при
произнесении слов и фраз.
В 4 года ребёнок более чётко произносит многие звуки
родного языка; практически исчезает смягчённое произношение согласных звуков;
исчезают замены звуков. Словопроизношение становятся чище, реже встречаются
перестановки и употребления звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов.
Однако, встречается искажённое произношение слов, неправильная расстановка
ударений. У ребёнка 4-5 лет формируется правильное речевое дыхание: короткий
вдох и длительный выдох. Это позволяет ему произносить фразы, состоящие из 3-5
слов, на одном вдохе, без пауз. Существенно меняется выразительность речи. К 5
годам формируется умение говорить с разной силой звучания (тихо-громко) и в
разном темпе (медленно-быстро). У детей появляется и постепенно развивается
контроль собственной речи и критическое отношение к речи окружающих.
Таким образом, в речевом развитии ребёнка особое
значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться
индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идёт
становление качественной стороны речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.08.2022
Дата обновления: 01.08.2022
Дата публикации: 17.10.2019