Речевое развитие детей как психолого-педагогический феномен

17.10.2019

          Речевое развитие ребёнка в психолого-педагогической литературе рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама.

Проблемы развития речи и речевого общения раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ф.А. Сохина и других.

Ф.А. Сохин, М.М. Алексеева, В.И. Яшина определил развитие речи и обучение родному языку как одну из важных задач воспитания и обучения в детском саду.

А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева понимают язык, как социальное явление, в котором отражается и сохраняется исторический опыт предшествующих поколений. Развитие речи рассматривается как процесс постепенного освоения ребёнком родного языка и умения седлать его средством общения и познания.

Речь – индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребёнка, особенностей развития всех его психических функций.

Речевая деятельность – уникальное содержание и средство для самореализации ребёнка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъективных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина определяют несколько основных характеристик языка и речи. Первая, язык – продукт общественно исторического развития. В языке отражаются история народа, его традиции, социальные отношения, культура. Так как язык и речь возникли в деятельности и являются условием существования человека, то овладение языковыми формами, развитие речи у детей происходит в деятельности, движущей силой является потребность в общении, которая возникает в процессе.

Вторая: язык – важнейшее средство общения и социального взаимодействия. Без языка невозможно общение, а, следовательно, и развитие личности. Общение и социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребёнок активно присваивает речь, как часть общечеловеческого общества.

Изучая роль речи в регуляции поведения, А.Р. Лурия отмечал, что посредством слов создаётся «умственный» путь, по которому ребёнку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации.

Третья: взаимосвязь речи и мышления. Язык – орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения, формирования и существования мысли. Речь – способ формулирования мысли посредством языка.

В психолого-педагогической науке мышление и речь не тождественные понятия. Мышление понимается как высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое – обобщённое – отражение действительности. 

Л.С. Выготский на основе длительного изучения процессов мышления и речи пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

А.Н. Леонтьев, на основе исследований Л.С. Выготского раскрыл психологическую природу речи.

- речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

- речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;

- речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

- в речи следует различать её физическую внешнюю сторону, её форму, её семическую (семантическую, смысловую) сторону;

- слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем общения;

- процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.Хочу такой сайт

Из данных исследований следует, что эффективным считается тот метод развития речи, который одновременно развивает и мышление. Язык является средством логического познания, с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребёнка. С другой стороны, язык опирается на мышление.

Характер воздействия на речь детей зависит от понимания определения языковой способности. А.Н. Леонтьев рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведёт к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врождённых психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения».

М.М. Алексеева, В.И. Яшина определяют языковую способность как совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врождённых предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.Н. Леонтьев считает, что навыки «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребёнка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в её звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в её графическом изображении. Методика речевого развития детей дошкольного возраста развития навыков и умений устной речи.

Особенности развития речи детей 4-5 лет затрагивают основные стороны речи: объём и характеристика словаря, состояние грамматического строя речи, состояние звуковой культуры речи, особенности связной речи. [6]

На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребёнка и круга общения.

Формируется качественная сторона детской лексики, через раскрытие значений многозначности слов, дети осваивают синонимы и антонимы, различают и уточняют значения слов.

Процесс активного развития словаря постепенно смыкается с развитием грамматического строя речи. На пятом году жизни дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Формируется навык словообразования. Дети 4 лет свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами, могут правильно подбирать прилагательные к существительным, согласуя их в роде и падеже, используют предлоги, выражающие пространственные отношения.

Речь ребёнка 4 лет наполняется глаголами повелительного наклонения, которые он активно использует в общении с детьми и взрослыми.

Ребёнок овладевает рядом окончаний со свойственными им значениями и отделяет их от корня. Выделение морфологических элементов не является сознательно проводимым анализом; он манипулирует грамматическими правилами на интуитивном уровне – это крупнейший переломный этап в развитии грамматического строя речи детей 4-5 лет.

Звуковая сторона речи включает в себя развитие речевого слуха, звукопроизношение, словопроизношение, речевое дыхание при произнесении слов и фраз.

В 4 года ребёнок более чётко произносит многие звуки родного языка; практически исчезает смягчённое произношение согласных звуков; исчезают замены звуков. Словопроизношение становятся чище, реже встречаются перестановки и употребления звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов. Однако, встречается искажённое произношение слов, неправильная расстановка ударений. У ребёнка 4-5 лет формируется правильное речевое дыхание: короткий вдох и длительный выдох. Это позволяет ему произносить фразы, состоящие из 3-5 слов, на одном вдохе, без пауз. Существенно меняется выразительность речи. К 5 годам формируется умение говорить с разной силой звучания (тихо-громко) и в разном темпе (медленно-быстро). У детей появляется и постепенно развивается контроль собственной речи и критическое отношение к речи окружающих.

Таким образом, в речевом развитии ребёнка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идёт становление качественной стороны речи. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.08.2022

Дата обновления: 01.08.2022

Дата публикации: 17.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».